СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ ПУТИ
В тех случаях, когда
информация от внешних источников недоступна, для оценки положения и
скорости движения самолета может быть использована процедура счисления
пути. Так, самолет, летящий в густом тумане и лишенный радиосвязи, может
прокладывать свой маршрут, используя показания измерителя воздушной
скорости, магнитного компаса, часов и оценки параметров ветра. Исходя из
данных о текущем положении и имея карту, можно удерживать самолет на
вычисленном курсе, регулируя воздушную скорость с учетом скорости и
направления ветра. Изменение местоположения и скорости самолета в земной
системе координат определяется по истекшему времени и оценке путевой
скорости.
Счисление пути не обеспечивает высокой точности; тем
не менее этот метод имеет фундаментальное значение для навигации. На
счислении пути основаны инерциальные навигационные системы.
Инерциальные навигационные системы.
Это
автономные бортовые системы, в которых компьютер и гироскопы
используются для создания опорной системы координат, а акселерометры,
измеряя ускорения по соответствующим осям, позволяют определить
соответствующие скорости движения. Результаты измерений гироскопов и
акселерометров обрабатываются компьютером, который выдает сигналы на
входы систем автоматического управления полетом и на навигационные
индикаторы пилотов. В прошлом гироскопы и акселерометры располагали на
гиростабилизированной платформе. С развитием вычислительной техники
стали использовать бесплатформенные инерциальные системы, в которых
поддержание опорной системы координат и большой объем навигационных
вычислений выполняет бортовой компьютер.
После начальной
выставки инерциальных приборов с использованием местной вертикали и
направления на Север инерциальные системы обеспечивают автоматическое
определение данных о местоположении, скорости, ускорении, направлении
полета и других характеристик. Вследствие интегрирования сигналов
акселерометров ошибки инерциальных систем с течением времени нарастают.
Для инерциальных систем гражданского назначения допускается
накапливающаяся погрешность в определении местоположения до 3 км за
каждый час полета.
Системы инерциальной навигации особенно важны в условиях, когда не
приходится рассчитывать на помощь со стороны (например, при полете
ракет, а также длительных полетах самолетов над территориями, где нет
адекватной сети наземных радиостанций); по своим функциональным
возможностям они хорошо дополняют радионавигационные средства.
Литература
Духон Ю.И. и др. Справочник по связи и радиотехническому обеспечению полетов. М., 1979
Вдовиченко Н.С. и др. Системы связи воздушных судов гражданской авиации. М., 1988
Воздушная навигация. М., 1988
Авиационная радионавигация. М., 1990