ПАРАШЮТ
ПАРАШЮТ, устройство
для обеспечения безопасного спуска человека или груза в атмосфере с
большой высоты. Основными элементами парашюта являются матерчатый купол в
форме зонтика и стропы, сходящиеся к подвесной системе, удерживающей
груз. Купол раскрывается с помощью вытяжного троса, которым парашют
вытягивается из ранца. Полотнище купола распахивается и натягивается под
действием воздушного потока. Раскрытый купол имеет значительную
площадь, создает большое сопротивление при движении в воздухе и тормозит
падение. В раскрытом виде купол парашюта для человека имеет в
поперечнике около 9 м. Купол грузового парашюта может достигать 30 м в
поперечнике. Куполы первых парашютов изготовлялись из шелка. В настоящее
время чаще используют найлон как более прочный и долговечный материал.
Применения парашюта.
Первые
парашюты были предназначены для прыжков с аэростатов. Теперь парашют
является необходимым элементом стандартной экипировки для летчиков и
членов экипажа военных самолетов. Парашюты используются также для
доставки грузов в места, не доступные для других средств доставки. Во
время Второй мировой войны парашюты применяли для забрасывания десантов и
снаряжения в тыл противника и для снабжения войск на линии фронта. С
помощью парашютов осуществляют безопасный спуск на землю отдельных
частей самолетов, таких, как кабина экипажа с летчиком. Парашюты
используют также для уменьшения посадочной скорости самолетов, что
позволяет им садиться на короткие взлетно-посадочные полосы (например,
на авианосце). Посадочные парашюты применяют также для торможения в
атмосфере искусственных спутников и космических аппаратов с экипажем при
их возвращении из космоса на Землю.
Типы парашютов.
Наряду
с классической зонтичной формой имеются и другие типы парашютов.
Разработаны парашютные системы, в которых сначала раскрывается небольшой
вытяжной парашют, который затем вытягивает и раскрывает купол основного
парашюта. Ленточный парашют, раскрывающийся медленнее, чем зонтичный,
позволяет ослабить рывок, возникающий при быстром раскрытии купола. В
куполе ленточного парашюта имеются прорези, через которые часть воздуха
может вытекать из-под купола. Спускаемый груз на этом парашюте
испытывает меньшую болтанку. Существуют управляемые парашюты, у которых
полотнище состоит из нескольких секций, способных перемещаться одна
относительно другой. Это позволяет парашютисту лучше управлять парашютом
во время снижения.
Своеобразным гибридом парашюта и планера
является параплан, или гибкое крыло Ф.Рогалло (1951, США). Обычно оно
представляет собой раму треугольной формы с закрепленным на ней
полотнищем. Такую треугольную конструкцию часто называют дельтапланом.
При небольшом собственном весе параплан может нести большой груз.
Параплан, как и парашют, можно сложить, придав ему компактную форму.
Благодаря этим достоинствам парапланы использовались для управляемой
посадки капсулы экипажа космического корабля «Джемини» после ее входа в
атмосферу Земли.
Историческая справка.
Впервые
схема и описание парашюта были даны Леонардо да Винчи в 1475. В 1783
французский физик Л.Ленорман осуществил первый успешный прыжок с
парашютом с башни обсерватории, а в 1797 французский воздухоплаватель
А.Гарнерен совершил успешный прыжок с воздушного шара. В годы,
предшествовавшие Первой мировой войне, парашюты использовали главным
образом для прыжков с аэростатов. Во время Первой мировой войны их стали
применять летчики для спасения из подбитых или неисправных самолетов.
Литература
Лисов И.И. Свободный полет. М., 1979
Парашюты и проницаемые тела. М., 1980
Костенко И.К. Летающие крылья. М., 1985