Большинство гондол для тепловых аэростатов, начиная от самых маленьких и кончая самыми большими, объединяет одно свойство — они изготавливаются методом плетения из ивовой лозы или специальной лианы, называемой ротанг, растущей в Юго-Восточной Азии. Иногда комбинируют эти два материала с целью получения минимальною веса при максимальной прочности. Было много попыток изготовления гондол из других материалов, но ни одна не привела к надежной и удобной в эксплуатации конструкции. Самому мне довелось принимать участие в разработке гондол из алюминиевых сплавов и из пластика, первая получилась достаточно легкой, но из-за большой жесткости получила деформации при первой посадке, вторая по стоимости и весу не могла конкурировать с плетеной гондолой из лозы. |
Эксперименты с различными материалами и конструкциями гондол продолжаются, и, возможно, кому-то удастся отойти от стереотипа, заложенного более двухсот лет назад, ведь гондола осталась единственным элементом воздушного шара, который не изменился за этот период. Конечно, это утверждение не относится к аэростатам специального назначения.
На рисунке 6.17 показана пятисекционная плетеная гондола для коммерческого аэростата на 12... 15 пассажиров. Средняя часть гондолы предназначена для размещения газовых баллонов и пилота, в крайних секциях размещаются пассажиры. Для удобства посадки пассажиров, как правило, все гондолы имеют ступеньки в виде окошек на боковой стороне.
Важной с точки зрения безопасности является тросовая система гондолы. В соответствии с требованиями норм летной годности коэффициент безопасности системы подвески должен быть не мене пяти. У большинства выпускаемых гондол (см. рис. 6.17) к каждой точке подвески подходят по два троса, что повышает безопасность при эксплуатационных повреждениях.
Рис. 6.17. Гондола, рассчитанная на 12... 15 пассажиров
Источник: Таланов А. В. Все о воздушных шарах.
Москва,
Издательство Астрель, 2002.