2013 год. День Рождения Лысого . 9 апреля, вторник, утро, яркое солнце, ясное синее небо, прогнозный ветер на одних сайтах южный, на других северный, короче неустойчиво-тихий. Восход без чего то семь, встречаемся в Подосинках в девять, что после вчерашнего утреннего полета меня уже напрягает, но пока только одного меня.
В плане 2 борта. Один экипаж подзастрял на выезде из Москвы, второй со всеми пассажирами здесь: знакомимся, замеряемся, ветер восточный, выдвигаемся по Костинской дороге в Лавровки, где нас догонит второй экипаж.
В Лавровках ветер у земли северный, с подъемом меняется на восточный, стал слабее. Отлично, принимаем план полета: отсюда на Альпийку 1-2 или Лыжню России-Перемилово. Место старта нашли довольно быстро, хотя для этой зимы такая ситуация редкость. Снега навалило - "мама не горюй", а сейчас и подавно - вдоль мокрых дорог огромные грязные брустверы, а шаг в сторону - и ты увяз по пояс! Раскладываемся с боковой дорожки в районе н.п. Горки (когда-то стартовал оттуда с учебными целями), но уже и там вовсю строят! На поле снег еще чистый. Подмороженный за ночь наст держит, но только тех, у кого отношение собственного веса к размеру ноги меньше 1,9. Остальные при раскладке оболочки периодически охлаждают нежные места.
10-10 МСК - два действующих рекордсмена России (мастера длинных полетов :-)) стартуют на двух красно-рубиновых выпукло-вогнутых спецформах. У каждого на борту красивая пара «с предложением», у меня вдобавок для усиления эффекта «неожиданный» банер. Взлетев, плавно дрейфуем на запад, вилка есть, но гуляет. Решаю побыстрее отработать PDG и заказываю цель на автобусном «пятаке» в Лавровках. Речка перед целью путает планы, уводит на север, набираю, поправляюсь влево, снижаюсь, недобрал, парням пришлось устроить пробежку с банером по обочине, в нужный момент девушку повернули в нужную сторону (ААх! Да? Да!!! УРАА!!!), поздравляю обрученных, вытирая набежавшую слезу, в рацию благодарю подбор - отлично отработали (не то, что я).
Направление полета – одно из любимых (через поселок «Американ Дрим» в деревне ГлебЁздово, через Х-Лэнд, мимо Сорочан на Альпийку). 40 минут – полет нормальный, выходим в северо-восточный край Х-Лэнда, на траверзе Редькино. Звонит Валера Бокша и жалуется на беспредел в МТУ. В процессе долгого разговора начинаю ощущать нарастающее беспокойство от того, что перестаю чувствовать (контролировать) курс и высоту аэростата. С извинениями прощаюсь с Валерой и сосредотачиваюсь на анализе ситуации.
Ветер сдох, развилась термичка, стало неприятно побрасывать вправо-влево, вверх-вниз . До поля с дорогой недалеко, и я вроде продолжаю лететь туда. Запрашиваю о посадке на территории Х-Лэнда подбор, те охрану, те начальство – в ответ вежливый отказ. Ладно, думаю, прорвемся, еще не вечер – ухожу со 100 на 300 м в поисках стабильности, но не нахожу, скорее наоборот - там уже совсем "качели", скорости также нет, только сдуло от поля к лесу. Эх, зря отказался знакомиться с охраной! (забегая вперед, даю однозначный совет в похожей ситуации садиться на вынужденную, не смотря на запрет).
Начинаем ходить по кругу, в общем-то топчась на месте. «Радует» парящий неподалеку хищник средних размеров. Видимо ощутив эту мою «радость» новоиспеченный жених, и до того говоривший много, совсем перестал молчать. Я лишь безмятежно улыбаюсь парню: погода отличная, солнце активное, аж загар начинает прилипать, природа, невеста и все такое, - наслаждайся, чувак!
Подергавшись вверх-вниз в том числе и не по своей воле и практически никуда не улетев, чуть сместился в сторону карьера севернее Ильинского. Подумал, что это хороший шанс и стал подкрадываться к большой песочнице, направив туда подбор. Снизился в центр, но мимо дороги, пошло ускорение по горизонту, внизу какие-то провода, бытовки, потом уже смотрю – дорога не близко, вытаскивать далековато (метров 30), ребята чертыхаться будут, плохо обо мне подумают, а я ведь все же МС…, одним словом не решился на посадку, а зря (забегая вперед – из двух зол следует выбирать понятное, 30 метров до дороги – отличный вариант в тех условиях)!
Далее было долгое кружение в квадрате 13-42 с выцеливанием свободных дачных участков и лесных дорожек, было и доброжелательное расшаркивание с проходящим грузовым составом, но с посадкой так и не везло, в отличие от моего коллеги – вальсируя восточнее меня, он таки на глазах своего подбора вписался в какой-то участок давно любимого н.п. Редькино, и я очень тихо порадовался за него (Редькино лучше Драчево).
Время подходило к полудню, устав от дурацких вопросов, я, наконец открыл пассажирам правду о некоторой сложности нашего положения, успокоив, что угрозы жизни и здоровью нет, просто возможна еще небольшая прогулка по лесу. Что удивительно - девушка оказалась более мужественной в приеме и оценке информации. Тем временем наметилась тяга на север (гуляющая от 350 до 30 градусов, 2-8 км/час), внутренне я воспрял, т.к до большого поля восточнее н.п. Ближнево оставалось преодолеть пару километров, на что требовалось менее получаса. По монй оценке мы могли продержаться в воздухе ещё около часа. Позвонил из Люберец Иван Меняйло, с которым мы договаривались сегодня пересечься в МТУ. Опытный не по годам пилот, он сразу удивился нашему столь позднему старту, и, пожелав удачи, с тяжелым вздохом вежливо попрощался. Я в свою очередь тоже тяжело вздохнул, впервые пожалев, что я не в МТУ, а на полете. Поле приближалось медленно, но верно, правда мы все больше отклонялись к востоку. В чудо я, как всегда, верил, поэтому мой подбор уже ждал на юго-восточной окраине Ближнево.
Но чуда не произошло! Прогретый лес в условиях слабого и неустойчивого ветра не отпускал, источая термики и подсасывая более холождный воздух с заснеженных еще полей! Со всех сторон ветерок дул в центр лесного массива. За 100 метров до края леса мы повернули градусов на 60 и стали уверенно удаляться на восток в самую глубь. Лететь до Федоровского не было ни моральных сил ни топливной возможности. В 12-10 как и положено по Руководству я приземлился с навигационным запасом топлива в полбаллона на первую же попавшуюся полянку (примерные координаты 1340/4460), благо к ней под снегом просматривалась лесная дорожка, вроде выводящая на поле у деревни. Размеров поляны хватило, чтобы сложить оболочку, делать это пришлось в одиночку, т.к. при выходе из корзины, уверенно стоящей на снегу, я тут же ощутил всю его лесную глубину, а правильная экипировка была только у меня.
Дальше все просто: доложился и передал координаты коллеге и в подбор, разобрал все, что мог разобрать, сложил оболочку в колбасу, переселил на нее пассажиров, предложив им поваляться, наслаждаясь природой и погодой, благо день оставался теплым и солнечным, оставил девушке верхний пуховик, а сам пошел к людям, через шаг проваливаясь все по те же места в очень глубокий, мокрый и тяжелый снег. Дорожка действительно вывела на угол поля, поле было выпуклое и заросшее молодняком, деревни не видно, до нее не меньше километра, но примерно через час (14 МСК) пребывания в мокрой шкуре пленника таежного тупика я попал в радостные объятия экипажа. В 15 прибыл на помощь с мотособакой первый, более удачливый экипаж. В 16 добрались вдвоем на мотособаке до окоченевших и офигевших пассажиров. Если по полю буксир еще тащил санки, то в лесу совсем отказался это делать – сказались глубина, тяжесть и рыхлость снега и общая разрегулированность и несовершенство буксира. Короче пассажиров до поля несли чуть не на руках вместе с буксиром, потом вроде поехали. К 17 МСК «молодых» доставили к машине, обогрели, посвятили, напоили, а там и я подтянулся. Если взять в каждую руку по рогатине, то идти по глубокому снегу легче! Переодел, как Карлсон, носки, переобул сапоги (спасибо запасливому коллеге и его заботливой жене) и поехал на вечерний полет. А ребята остались вытаскивать матчасть, вызвав из Хотьково закомый снегоход. К 20 часам все было сделано!!!
Какие выводы? Они не новы и давно известны!
Главный - не расслабляйтесь! Нужно стартовать вовремя!
Если стартовать вовремя не получается, в условиях начала термической активности при неустойчивом слабом ветре планируйте полет короче, избегая пересечения больших труднодоступных участков, особенно лесных массивов.
Будьте на чеку, если условия полета меняются в худшую сторону, садитесь вовремя, используя первую разумную возможность!
Я мог приземлиться на руки экипажу, имея перспективу разбирательств с собственником территории (не страшно), но не сел. Я мог приземлиться в карьере в глубокий снег в 30 метрах от дороги (совсем не страшно, собрались бы за полчаса), но посчитал это плохим вариантом. В итоге сел вынужденно на лесную поляну в 1,5 км от дороги (тоже не страшно, все обошлось малой кровью - в основном потерей времени и тяжелой физической работой).
Если зима снежная, снегоступы на борту и в машине существенно помогут Вам сохранить Ваше зоровье!
Нужно иметь в машине подбора запасные носки, штаны, сапоги и т.п., это снизит риск простуды в таких ситуациях!
Нужно следить за применяемой техникой зимнего подбора и своевременно обслуживать ее! Но все же иметь резервную возможность оперативно привлечь снегоход!
И тогда все будет не так и критично!
Мы же, слетав в тот день еще и вечерний полет с замеренным ветром в 90 градусов и фактическим курсом в 200-340 градусов, всем клубом решили закрыть зимний сезон-2013 до лучших сухих времен, посчитав, что оно того не стоит!!!
P.S.: к сожалению трек не писался, а фотографировать вообще желания не было, сейчас жалею, полет проходил в Дмитровском районе МО в секторе восток-юго-восток района полетов.