Для начала надо сказать, что известный русский ученый-химик Д.И. Менделеев не был новичком в полетах на воздушных шарах, хотя никогда не поднимался на них в одиночку. Менделеев был командирован Морским министерством за границу для изучениявоздухоплавания. На Всемирной выставке в Париже он поднимался на привязном аэростате А. Жиффара и встречался со многими французскими учеными. Сохранилась фотография большого аэростата Жиффара, на котором Д.И.Менделеев поднимался в воздух в 1878 году в Париже.
Полное солнечное затмение 7 августа 1887 г. должно было длиться около 2 минут. В Тверской губернии предполагалось поднять наблюдателей на двух аэростатах: один из них принадлежал Военному министерству, на нем, вместе с военным аэронавтом А.М. Кованько, должен был лететь Д.И. Менделеев. Утром 7 августа на аэродроме в Клину было пасмурно и туманно. "Примерно в 6 ч. 20 м. мы отправились к аэростату. Он слегка покачивался в воздухе и был не вполне раздут газом… быть может, оттого подъемная сила не велика, что шар намок и недостаточно наполнен". Кругом аэростата была масса народа и стояло множество экипажей.
Специалисты были обеспокоены тем, что подъемная сила аэростата оказывается малой и что двоим лететь нельзя. Менделеев, простившись с родными, вошел в корзину. Подъемная сила аэростата оказалась недостаточной для подъема двух человек. Тогда Менделеев сказал Кованько, что летит один.
"Главною причиною, конечно, служило то соображение, что, быть может, я и один в состоянии буду не только управиться с хозяйством аэростата, за которым мне не было повода смотреть до сих пор, но и успею увидеть и сделать наблюдение затмения. Оно приближалось, медлить было некогда. Ходячие правила аэронавтики я знаю давно. Затем мне мелькнула мысль, что если шар не отлетит, то это произведет весьма нехорошее впечатление ... на всю судьбу аэростатических восхождений у нас. Полезно было отправиться уже для того, чтобы показать, что аэростат не есть такое средство, которое требует продолжительной практики владения им, что это есть способ передвижения, которым можно управлять с легкостью, даже и при полном отсутствии предварительного
прямого опыта. Править неизвестной лошадью, по мне, труднее, чем аэростатом. Немалую роль в моем решении играло также то соображение, что о нас, профессорах и вообще ученых, обыкновенно думают повсюду, что мы говорим, советуем, но практическим
делом владеть не умеем…. Мне хотелось демонстрировать, что это мнение … несправедливо в отношении к естествоиспытателям, которые свою жизнь проводят … в исследованиях природы. Здесь же для этого представлялся отличный случай. Сверх всего этого, я должен признаться, меня соблазняла также мысль быть в первый раз на аэростате именно одному". Веревки были отпущены, аэростат начал подниматься и на высоте 600 метров вышел из облаков. К этому моменту солнце находилось в полной фазе затмения.
"Прежде всего нужно сказать, что темноты совсем не было. Были сумерки. Весь вид был свинцово-тяжелый, гнетущий. Увидев солнце с "короною", я, прежде всего, был поражен им и обратился к нему ... ».
Полет продолжался в течение трех часов. За это время Менделеев сделал измерения давления и температуры и подготовился к спуску, распутав запутавшуюся веревку от выпускного клапана и подняв в корзину якорный канат. Спустившись на землю в Калязинском уезде Тверской губернии, он вернулся в Клин через Москву.
Экспозиция, посвященная полету Д.И. Менделеева на воздушном шаре для наблюдения
солнечного затмения, в Московском Политехническом музее.
Корзина воздушного шара, на котором Д.И. Менделеев совершил полет из Клина в 1887 году
в том же музее.
Источник: выдержки из статьи Д.И. Менделеева